"Нужно быть
многострунным, 
чтобы заиграть
на гуслях Вечности"

А. Белый.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ГЕРМЕСА

:..Трудно сказать, почему именно у многих из нас сложилось убеждение в том, что наряду с отсталыми, в нашем представлении, социальным образом жизни и техническим уровнем знаний такими же отсталыми были духовный, нравственный и интеллектуальный потенциалы древнего человека. Это совсем не так. Само существование Книги Книг - Библии опровергает такое убеждение Конечно, у наших далеких предков не было телевизоров, ускорителей, магнитофонов и прочих технических чудес XX столетия, но, во-первых, мы далеко не все знаем о том, что именно они знали и умели, а, во-вторых, высокие умы и чистые души вовсе не были редкостью в те давние времена. Иисус, Будда, Платон, Плутарх, Аристотель, Гермес Трисмегист... Этот список великих имен далеко не мал.

  Итак - Гермес Триждывеличайший. Мысли и идеи этого удивительного человека, дошедшие до нас сквозь завесу времени и собранные воедино, поражают своей глубиной и поистине космической масштабностью. Глубокий и яркий внутренний мир Великого Посвященного в Знание человека и мыслителя Гермеса Трисмегиста производит сильное впечатление на людей, прикоснувшихся к нему посредством чудом сохранившихся рукописей, преданий и иероглифов на стенах величественных руин Древнего Египта. Ну как тут не вспомнить строки известного стихотворения И. Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана: 
Из древней тьмы, на мировом погосте, 
Звучат лишь Письмена. 

.....Удивительно, но современная наука, в частности - физика, заставляет нас по-новому взглянуть на один из всеобъемлющих законов бытия, сформулированный Гермесом и долгое время бывший достоянием эзотерической науки, - Изумрудную Скрижаль Гермеса, или Закон Аналогии, как его еще называют. Приведем его здесь в сокращенном варианте  (В. Шмаков. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. "София". 1993)

Изумрудная Скрижаль Гермеса

:.."Правильно, верно без лжи и истинно то без сомнения: что то, что внизу и вовне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи, - для исполнения чуда единства. И подобно тому, как Единое произродило из себя все, применяясь, так все вещи в миру из одной инертной возникли среды, посредством ее применения: Отец его - Солнце, Луна - его мать, выносил ветер его в чреве своем, Земля же вскормила его и плоть ему дала.

Отец всему, что видишь здесь, Великий Деятель, Посредник Силы есть, и мощь его полна и велика, когда сила его, проникая, наполняет землю. Сумей отделить внутреннее от внешнего, тонкое от грубого, с осмотрительностью спокойствия, осторожностью разумения, дерзновенностью знания... Так восприяешъ ты славу победы над Вселенной, а потому мрак и тьма оставят тебя...

:..Так сотворен мир. Отсюда почерпнуты могут быть чудесные тайны и силы великие, способ чего также здесь заключен. Вот почему именуюсь я Гермесом Трисмегистом, обладающим тремя частями Вселенской философии. Истинно то, законченно и совершенно, что я рек о Деянии Солнечном".

Гермес Трисмегист.

:..Имя Гермеса Триждывеличайшего, бога Тота, посредника между богами и людьми, покровителя всех наук и искусств, почиталось многими поколениями, жившими на земле. В древности перед домами и на дорогах ставились четырехгранные столбики с человеческой головой на вершине, посвященные Гермесу. Их так и называли - гермесы. Многие священные книги, приписываемые Гермесу, были собраны неоплатониками, переведены на греческий язык и почитались как основание всех тайных мистических учений. До нас дошла часть этих сочинений, собранная Патрицием в книге "Nova de universal! philosophia" (1653). Гермесу приписывали искусство особой магической печатью закрывать клады и сосуды так, что даже воздух не мог проникнуть внутрь. Отсюда и пошли слова "герметически закрытый сосуд". По преданию, Гермес владел тайной превращения любого элемента в золото. Великое делание - так называлось это искусство. Множество алхимиков пытались повторить этот процесс вслед за Гермесом, но им это не удалось. Сейчас, когда жизнь Гермеса и его время теряются в глубине веков, трудно сказать, какой именно путь привел этого гениального мыслителя к Изумрудной Скрижали. Скорее всего, в детском еще сознании человечества мир отражался, как в зеркале, разбитом на тысячи маленьких кусочков. Многообразие форм и красок, Любовь и Тоска о несбыточном породили Искусство. Трудная жизнь и желание облегчить ее помогли становлению науки и техники.

:..Стремление сохранить и передать дальше опыт ушедших поколений вызвало к жизни историю и археологию. Мир, отраженный в формулах, картинах и мелодиях, иероглифах, дробился на множество мелких несвязных частей, вызывая желание собрать эти сверкающие осколки в единое целое. По-видимому, Гермес был одним из первых, кто увидел гармонию в мироздании и почувствовал необходимость синтеза. Что навело Гермеса на мысль о Законе Аналогии, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Может быть, это случилось так?..