Рёта Осима. XVIII столетие."Все с лунном серебре: О, если б вновь родиться Сосною на горе:".
НАУКА И БЕССМЕРТИЕ
:..
Странной, загадочной и прекрасной представляется наша жизнь. Трудно и мучительно мы выходим из Тьмы, не оставляющей нам никаких воспоминаний. Долго идем к вершине, согретые и зачарованные ослепительным светом Надежды. Падаем, поднимаемся, теряем своих спутников, помогаем идти другим и сами принимаем их помощь. Снова идем, не зная, что у дороги нет конца - есть только свет в бесконечности. Постепенно оставляют нас силы духовные и физические. И вот наступает минута, когда тяготы пути и груз неизбежных потерь перевешивают стремление к жизни. И тогда Неведомое зовет нас обратно, и мы исчезаем, уходим, чтобы не вернуться уже никогда... Золотой свет - последнее, что мы видим. В дороге мы не могли обойтись без спутников, но наш уход трагически одинок. Как будто обрывается на высокой пронзительной ноте растянутая до предела струна...:..
Вглядимся в удивительное многообразие явлений, в сверкающий звездный шатер, вслушаемся в неумолчный шум моря, в ночные шорохи леса, в первый крик родившегося малыша, в тревожный рокот песен ушедшего от нас Цоя. Вспомним счастливые игры детства и страшные печи Бухенвальда, полные тончайшей лирики пейзажные свитки Ши Тао и искореженную неведомой мукой протоплазму на иррациональных полотнах Дали. Проведем рукой по грозному металлу ядерной боеголовки и глянем в пустые глазницы олдвэйского человека... Неужели почти миллионнолетний путь поисков и страданий вел нас именно к этой всё разрушающей палице?:..
Неужели за яркой завесой Жизни нет ничего, а разлагающаяся биомасса - венец нашего жизненного пути?:..
"О, Назиад! Передай моим братьям в Ширазе, что лицо Смерти прекрасно и отливает золотом, как последняя кисть виноградной лозы. Ты скажешь им, что только ее поцелуй может утолить неутолимую жажду... ".:..
Неведомая сила этих последних слов умирающего великого Саади завораживает, как чудные голоса сирен - древних мореходов. Эти слова можно переживать эмоционально, анализировать их с холодной трезвостью рассудка или воспринимать как страшное утешение Кайафы - от этого они не станут понятнее. Отчего в минуты ухода, в то время, когда, казалось, каждая клеточка умирающего существа должна кричать о неминуемой гибели, этот странный мудрец говорит нечто совершенно противоположное? Что заставило Сократа обратиться к судьям, вынесшим ему смертный приговор, со словами: "Вы думаете, что причинили мне вред, глупцы..."? Тоска человека о бессмертии долетела до нас через столетия в рубайате Омара Хайяма:"Трясу Надежды ветвь,
.но где желанный плод?
Как смертный нить
судьбы в кромешной
.тьме найдет?
Тесна мне бытия
печальная темница...
О, если б дверь найти,
что к Вечности ведет!"
:..
Есть что-то невыразимо печальное и прекрасное в голосах певцов, ушедших от нас. Певец умер, а голос живет, и эхом звучит в нем душа ушедшего человека. Шаляпин, Марио Ланца, Высоцкий, Виктор Цой, Игорь Тальков... Что мы - сегодняшние - можем сказать о Смерти? Что знает о ней физика, которую я с таким усердием расхваливал перед вами на протяжении всей книги? Современная литература полна информации о таинственных случаях, необъясненных воспоминаниях людей о том, что с ними никогда не происходило. Пережившие клиническую смерть рассказывают об удивительных впечатлениях от этого, далекого не рядового события.. Петербургский физик профессор К.Г.Коротков провел серию уникальных экспериментов с Кирлиан-диагностикой пальцев рук умерших людей. Полученные им результаты указывают на наличие сложнейших процессов нераспадного характера, протекающих в телах умерших. Причем, характер этих процессов зависит от вида смерти человека (внезапная, от старости, самоубийство). Эти исследования описаны автором в книге "Свет после жизни".Есть ли тому какие-нибудь объяснения, гипотезы? Фантазии, конечно, есть. Но ум ученого тренирован и дисциплинирован. Можно сколько угодно представлять себе радугу, как рисунок демонов, глаза или ресницы богов, - от этого к истине мы не приблизимся. Ларец может открыть только тот, у кого есть ключ... Перед лицом величайшей Тайны следует честно сказать: у физиков такого ключа нет. Но есть готовность пройти трудный путь к тому месту, где он хранится.
:..
Более того, одной физике этой дороги не осилить. Только в синтезе всех знаний человечества, как рациональных, так и духовных, лежит ключ к успеху. Да, конечно, поэты не разгадывают тайны. Но они умеют указывать нам на них (вспомните фридмоны и Валерия Брюсова). Умеют высветить из тьмы обыденной жизни признаки чуда и сказать: "Вот здесь! Идите! Идите же!"Надо сказать, что взгляды материалистов на Смерть и Бессмертие мало кого вдохновляют. Примитивно и скучно... Родился, жил, умер... Идеи идеалистов куда как оптимистичнее. Ты, оказывается, и не рождался вовсе, и не умираешь, а просто переходишь из одного состояния в другое. Приятно слушать. Однако для многих людей, привыкших мыслить логически, эти идеи нуждаются в позитивном обосновании, а пока его не видно, они воспринимаются как сказка. Невольно вспомнишь Беранже:
::::::
"Господа! Если к правде
святой
Мир дороги найти
не умеет,
Честь безумцу, который
навеет
Человечеству сон
(Перевод В. С. Курочкина.)золотой".
:..
Но вот на что хотелось бы обратить особое внимание. Лучшим представителям материалистического мировоззрения тоже не очень нравились выводы, к которым неизбежно приводили их взгляды. В 1906 году в Москве была опубликована поразительно интересная книга русского философа-энциклопедиста Николая Федорова - "Философия общего дела". В книге разработана концепция воскрешения всех когда-либо живших и умерших на земле людей на основе колоссальных успехов науки будущего. По Федорову, конечной целью прогресса нашей цивилизации в обозримом будущем является одновременное существование всех представителей всех поколений человечества.:..
Идеи Федорова покорили многих людей. В частности, В. Брюсов писал::..
"Смерть и воскрешение суть естественные феномены, которые она (наука) обязана исследовать и которые она в силах выяснить. Воскрешение есть возможная задача прикладной науки, которую она вправе себе поставить".:..
Это очень интересно именно потому, что если внимательно присмотреться к истории нашей цивилизации, то нельзя не признать, что такой процесс воскрешения прошлого или, по крайней мере, тенденция к нему, явственно имеют место. И в самом деле, чем, как не попыткой удержать минувшее, являются фотографии, изваяния, портретная живопись, мемуары да и вся вообще историческая наука? Кто мог подумать, что из глубины веков глянут на нас лица людей, ставших легендой? Улугбек, князь Боголюбский, Иван Грозный... Лица неандертальцев из пещеры Схул. Видеть их стало возможным благодаря методике восстановления облика человека на основании скелетных останков, разработанной известным антропологом, археологом и скульптором М. М. Герасимовым. И это пока первые примитивные шаги. Мы можем видеть некоторых из давно ушедших. Может быть, мы скоро услышим их? И такие попытки делались. Японские ученые пытались "прослушать" картины старых мастеров, "считывая" следы застывших в сохнущей масляной краске звуковых волн. Пока не получилось. Пока... А впереди - бездна неведомых знаний. Само понятие бессмертия может звучать для наших отдаленных потомков в ином, отличном от нашего понимания смысле. В этом плане последние эксперименты по клонированию живых существ открывают совершенно новые аспекты обсуждаемой нами проблемы.Так или иначе, человеческий оптимизм поразителен! Если человек идеалист, он верит в бессмертие изначальное. Если он материалист, то вместе с Федоровым приходит к мысли о том, что бессмертие мы добудем себе собственными руками. На сегодняшний день мы, даже будучи глубоко верующими людьми, очень плохо понимаем, что такое бессмертие, и каким может быть механизм его реализации. Вряд ли это сохранение личности в том виде, в котором она существует в тот или иной момент времени. Если же понимать под бессмертием сохранение индивидуальности, то мы пока не в состоянии четко отделить индивидуальное в себе от общего для всех людей ни в физическом, ни в философском плане. Как видите, проблема чрезвычайно сложна. В добавление к сказанному, стоит отметить, что констатация наукой факта бессмертия может повлечь за собой ряд серьезнейших проблем уже нравственного характера. Представьте себе, что сложнейшими экспериментами вы установили какое-то посмертное состояние человеческого "я". Не станет ли тогда легче убить человека? Все равно, мол, где-то жить будет. По преданию, у Иисуса была тайная доктрина, в смысл которой входило учение о переселении душ. Почему Иисус счел нужным скрывать эту часть своего учения? Не потому ли, что как истинно мудрый, понимал преждевременность получения человечеством определенных знаний? Не даем же мы играть спичками нашим малолетним детям. Мы сами уже не раз прикасались к "проводам", и получили Хиросиму, Нагасаки и Чернобыль.
:..
В свете Изумрудной Скрижали, суть которой определяет характер всей этой книги, стоит задаться вопросом: а не существует ли в Природе аналога нашему столь желанному возрождению после смерти? Такие аналоги есть, и один из них в применении к социальным метаморфозам в нашей стране приводит выдающийся биофизик академик С.Э.Шноль:"Когда происходит биологический метаморфоз, например, гусеница превращается в бабочку, сначала образуется неподвижная куколка. Внутри ее затвердевшей кутикулы начинаются "страшные" вещи: специальные клетки уничтожают мышцы, пищеварительную систему, ротовой аппарат, множество ножек и т.д. Во мраке кокона внутри куколки, кажется, существует лишь какая-то все растворившая жидкость. Однако гибнет не все. Условие благополучного завершения метаморфоза - сохранение нервной системы. Нервные центры - скопления нервных клеток (ганглиев) видоизменяются, но сохраняются, с ними сохраняется память о приобретенных личинкой рефлексах и способах поведения. А потом в этом кажущемся хаосе формируются новые органы: суставчатые конечности, ротовой аппарат, чтобы питаться нектаром, а не грызть листья, образуются мохнатые антенны для ориентировки и прекрасные крылья. Оболочка разрывается. Над цветущим лугом в голубом и солнечном небе летит прекрасная бабочка..." (С.Э.Шноль. Герои, злодеи, конформисты российской науки. Москва, "Крон-Пресс". 2001)
Размышления уводят нас далеко... Но уйти от них нельзя. Это наше будущее и, возможно, оно не так далеко от нас, как кажется на первый взгляд.
:..
"... Человек должен всюду искать, рыться в древних фолиантах мистиков, углубляться в трансцендентальные изыскания философов, изучать древность и ее памятники, черпать из музыкальных созвучий, жить с каждым листком в природе, понять все страдания и их умиротворить, жить в вире суетного света, любить и ненавидеть, порой жить грезой и качаться в волнах фантазии, порой анализировать с холодной усмешкой скептика, путешествовать, читать романы, любить искусство, понять прелесть варварства, вечно искать, всюду, везде искать... ".В. Шмаков.
:...
Куда же мы стремимся, к какой неведомой цели? Как постичь замысел Великой Единой Жизни, всемогущего Разума, породившего Вселенную и нас с вами? Ответ на этот вечный вопрос мы можем найти у Гермеса::..
"Разумей Бога, как имеющего в Себе Самом все Свои Мысли, весь мир в целом. Если ты не можешь стать подобным Богу, ты не можешь Его понять. Подобное понимает подобное. Возвысь себя на высоту бесконечную, возвышающуюся над всеми телами, проходящую через все времена, сделайся вечностью и ты поймешь Бога. Ничто не мешает тебе сознать себя бессмертным и знающим всё: искусство, науки и чувства всего живого. Возвысься над всеми высотами, снизойди ниже всех глубин, сделайся подобным в себе всем чувствованиям всех вещей сотворённых: воде, огню, сухому и влажному. Представь себе, что ты сразу повсюду, на земле, в море, в небе, что ты никогда не родился, что ты еще эмбрион, что ты молод, стар, мёртв, и по ту сторону смерти. Познай всё сразу: времена, разделения, вещи, качества, и ты познаешь Бога".Гермес Трисмегист.