Глава I. ПРИТЯЖЕНИЕ ИСТИНЫ
ЕГИПЕТ. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Азербайджан. Пятый класс ленкоранской средней школы. Идет урок истории.
Я сижу за партой рядом со своим другом Агаевым Адолятом и веселюсь вовсю.
- Следующий урок - зоология... - наклонившись ко мне сообщает Адолят. -
Ты знаешь, чем питается инфузория туфелька?
- Ну? - предвкушая удовольствие, спрашиваю я.
- Инфузория туфелька питается босоножками. - Торжественно сообщает мне
Адолят, и мы оба, давясь от хохота, валимся на парту.    
Учительница истории, обаятельная Лидия Ильинична, поворачивается к нам.
Лицо Адолята, как у профессионального актера, мгновенно становится
серьезным и несет на себе отпечаток многолетних занятий историей. Я же,
ослабевший от смеха, продолжаю валяться на парте.
- Так... - Лидия Ильинична соболезнующе взирает на меня. - Ковтун! Встань и
выйди из класса.
- Я больше не буду, - неуверенным голосом произношу я.
- Будешь, будешь, - обнадеживает меня Лидия Ильинична. - Вставай и выходи.
Мне становится стыдно, и это, по-видимому, как-то отражается на моей
физиономии, потому что Лидия Ильинична вздыхает и легким движением руки сажает
меня на место.
Я начинаю слушать урок и постепенно увлекаюсь.
Действительно, очень интересно: пирамиды, фараоны, мумии... Сфинкс,
неизвестно когда появившийся. И Хеопс, Нефертити... Легкое, еле уловимое
прикосновение древней культуры тревожит мое сердце и побуждает пристально
рассматривать пирамиды и изваяния на фотографиях в учебнике.
Однако дребезжит звонок. Фараоны и жрецы мгновенно вылетают у меня из головы,
и мы с Адолятом несемся вихрем на перемену, на школьный двор - кричать,
смеяться, бегать.
Рано, еще рано...
Проходит много лет. Я заканчиваю школу, университет, работаю в НИИ, защищаю
диссертацию, опять работаю и, наконец, обнаруживаю в себе желание учить
других.
И вот я стою перед аудиторией, состоящей из юношей и девушек, и рассказываю
им о законах Ньютона.
Один из ребят все время мешает мне.
- Капустин! Встань и выйди вон, - железным голосом говорю я ему.
- Я больше не буду, - уверенно отвечает Капустин, глядя на меня темными,
совсем адолятовскими глазами.
- Будешь, будешь, - не менее уверенно говорю я, вспоминая Лидию Ильиничну.
- Рассказали бы лучше что-нибудь интересное... - вдруг неожиданно просит
Капустин, уходя от скользкой дисциплинарной темы.
Это законы-то Ньютона неинтересны? Тем не менее, время уже позднее, и ребята,
действительно, устали. Я задумываюсь.
- Хотите интересное?
- Да! - дружно отвечает аудитория.
Что же им рассказать... Черные дыры, квазары, Изумрудная скрижаль Гермеса...
Многое они уже знают и могут оценить.
А вот об этом я им еще не рассказывал. Я сажаю Капустина на место и
спрашиваю: "Бывали ли вы в Египетском зале Эрмитажа?"
|