В этот зал я всегда вхожу, стараясь ступать потише.
Мне кажется, что все здесь погружено в глубочайший сон, в котором Прекрасное
слито с Тайным, эзотерическим знанием, и мое присутствие здесь не всегда может
быть желательным...
Я хорошо знаю, что сухой климат Египта предохраняет дерево и ткань от гниения
и распада, но когда вижу следы долота и роспись на великолепном деревянном
саркофаге египтянки Ит, мне кажется, что мастера ушли неделю назад. Изредка
я нарушаю правила Эрмитажа и трогаю рукой холодный базальт.
Под пальцами изящная вязь иероглифов, изображения военных, бытовых и магических
действ. Саркофаги огромны и, наверное, очень тяжелы, но форма найдена удачно,
и они выглядят легкими ладьями, уносящими своих хозяев в вечность, в неведомое
царство Анубиса.
В витринах множество интересных вещей. Заупокойные фигурки-ушебти, фрагменты
тканей, хрупкий папирус, неведомо как доживший до наших дней. Базальт,
алебастр, песчаник, дерево...
Материалы различны, но техника их обработки одинаково совершенна и впечатляет
своей одухотворенностью. Служительница богини любви Бастет - маленькая
кошечка - смотрит на меня с хорошо знакомым выражением на усатой мордочке.
С детства я питаю особую симпатию к этим ласковым и независимым особам.
Каменные священные скарабеи, кажется, ждут лишь знака, чтобы заняться
привычным делом - катанием небольших шариков.
У изваяния Аменемхета III я стою долго. Умное, волевое лицо. Он смотрит
на меня из глубины тысячелетий, могущественный властитель великой страны.
Иногда мне чудится легкая улыбка на каменных губах.
А вот уже совсем близкая мне вещь: палитра египетского художника. Правда, она
выглядит несколько иначе, чем современная. В свободное время я рисую и было
бы интересно обсудить с владельцем палитры его взгляды на искусство. Что бы
он сказал о "Черном квадрате" Малевича или, скажем, о "Данае" Рембрандта?
Высокое искусство, сложная религия... и неуловимое присутствие еще чего-то,
что словами и битами (единица информации - научн.) не выразишь, но, уходя,
уносишь с собой ощущение, что сегодня получил больше, чем в прошлую встречу.
Это странное воздействие прошлого на настоящее беспокоит меня. Как физик, я не
нахожу ему объяснения. Китайский лирический поэт VIII века Ли Бо творил почти
тринадцать столетий тому назад. А в наши дни его стихи звучат в песнях замечательной артистки Анны Смирновой:
Я начинаю петь, и в такт
Качается луна.
Пляшу, и пляшет тень моя,
Бесшумна и длинна...
..........
И снова в жизни одному
Мне предстоит брести
До встречи той, что среди звезд
У Млечного Пути..
"Среди цветов"
Стереоаппаратура позволяет объемно слышать все переливы голоса и флейты.
Я слушаю и отчетливо понимаю: помимо тривиальной причинно-следственной связи
событий мне открывается еще какой-то неведомый канал...
Жизненный опыт и интуиция подсказывают: в наших судьбах существует некая
предопределенность. Может быть, лишь сотни лет спустя будут сформулированы
законы, по которым развивается все живое. Я не знаю - будут ли в формулировке
этих законов присутствовать модные слова "биополе", "космическая энергия" и
т.д. Но у меня есть уверенность в том, что каждый новый человек входит в нашу
жизнь не случайно, что его слова, обращенные к нам, исполнены глубоким смыслом.
Недаром древние мудрецы полагали, что каждый встречный нам - учитель.
Таким же глубинным смыслом наполнено все, что происходит с нами. Надо только
понять смысл, уловить его.
И пока мы не обладаем точным знанием происходящего
(и неизвестно, будем ли когда-нибудь обладать), руководствоваться можно только
интуицией, голосом сердца.
Необычную связь с прошлым интуитивно ощущают многие люди. Кто-то увлекается
историей Древней Индии, кому-то позарез необходимо читать книги об острове
Пасхи. Почти все мои друзья интересуются славянской историей и читают книги
Карамзина, Ключевского и Соловьева. И у каждого есть какой-то временной
отрезок истории, географическое место на карте или исторические события,
которые ему ближе всего. Есть такое место и у меня. Это - Египет.