СТРАНА У НИЛА
У всех древних строений, сохранившихся до наших дней, есть одна общая черта:
острые углы и формы сглаживаются и оплывают, омытые тысячами дождей и ветров.
Можно не знать, что такое ступенчатая пирамида Джосера, но только глянув на ее
фотографию, вы сразу скажете, что она очень стара.
"Отец истории" греческий ученый Геродот побывал в Египте за пять веков до нашей
эры и оставил описания пирамид, которым уже тогда было несколько тысяч лет.
Это классический пример древности пирамид. Но на меня большее впечатление
произвело другое. Египетский жрец Манефон в IV веке до нашей эры решил
написать историю своей страны. Его труд "История Египта" мы знаем лишь по
пересказам.
Тысячелетия египетской истории канули в вечность к тому времени, как Манефон
взялся за свою рукопись. История собственного народа во многом была загадкой и
для самого Манефона.
Древность Египта впечатляет. Его история, начиная от Древнего Царства
(2900-2700 гг. до н.э.) и заканчивая разгромом Псаметиха III персидским царем
Камбизом в 525 году до н.э., полна войн, раздоров и политической борьбы за
власть. Тем не менее, несмотря на катастрофические потрясения и периоды
анархии, Египет как целое просуществовал три тысячелетия, создал уникальную
культуру и оставил после себя памятники, не перестающие поражать воображение.
Все это было очень занимательно, но меня интересовали, в первую очередь,
знания - Знания Древнего Египта.
Я обложился книгами и скоро с удивлением обнаружил двойственность своих
впечатлений.
С одной стороны, египтяне много знали и и многое умели делать. Умели читать и
писать. Писали тростниковой палочкой на длинных папирусных свитках длиной до
30-40 метров. Сам папирус выделывали занятным способом: середину стебля
папируса разрезали на очень тонкие полоски, складывая их рядышком вдоль и
поперек друг на друга, а затем отбивали и прессовали до тех пор, пока они
не склеивались воедино, напоминая современный лист бумаги.
Очень неплохо египтяне вычисляли площадь участков земли, в том числе и круглых.
Хорошо умели обращаться с дробями и даже рассчитывали объемы усеченных
пирамид! У нас этому обучают в старших классах средней школы. Они имели двенадцатимесячный календарь и относительно хорошие астрономические познания,
доступные им настолько, насколько остер человеческий глаз. Могли предсказать
лунные и солнечные затмения.
Все эти знания изучались в Доме Жизни - египетской высшей школе. Там же учились
астрономии, волшебству, заклинаниям. Дом Жизни - более удачное название
трудно придумать. Если добавить еще и знания египтян в области земледелия,
судостроения, ткачества, столярных и каменотесных работ, то вырисовывается
довольно солидный реестр.
С другой стороны, мы видим картину Древнего Египта вполне в духе исторического
материализма: раннее рабовладельческое государство с элементами феодализма,
с массой суеверий и бессмысленных религиозно-мистических обрядов. Можно
снисходительно поулыбаться из XX столетия... но не получается... в первую
очередь, по причине высокой одухотворенности древнеегипетского искусства.
В Санкт-Петербурге у Академии Художеств лежат на гранитных постаментах два
сфинкса с головой Аменхотепа III, привезенные из древних Фив. Я долго смотрел
в их прекрасные, чуть удлиненные глаза. Неведомый мастер был неизмеримо ближе
к интуитивному постижению Истины, чем мы с нашей "могучей" технической
цивилизацией. У сфинксов поразительное выражение лиц, которое я воспринимаю,
как ЛЕТЯЩЕЕ. Такая же летящая одухотворенность в лице золотой маски фараона
Тутанхамона. В эти глаза можно смотреть бесконечно, вечно...
Рядом загадочных свойств обладают и пирамиды. Чех Карл Дрбал обнаружил, что
использованные бритвенные лезвия самозатачиваются, если их поместить в
пирамидальную форму. Кроме того, органика в пирамидах подвержена гниению в
значительно меньшей степени, чем вне их. Ряд таких фактов породил к жизни
целый поток гипотез и догадок от оккультных до солидно аргументированных.
С точными знаниями египтян дело обстоит тоже не очень просто. Предполагают,
что они знали о существовании двух спутников Марса. Между тем, увидеть их
можно только в сильный телескоп. В книгах мы находим вполне определенные
указания на то, что знания египтян были значительно глубже, чем мы привыкли
думать и, кроме того, носили весьма своеобразный характер.
Эволюция египетского духа отражена в "Египетской книге мертвых", "Великих
арканах Таро", "Изумрудной Скрижали Гермеса"... Но о загадочных цилиндрах в
них практически ничего не сообщается.
В одной из книг я натолкнулся на фразу: "...переходящие от одного племени к
другому цилиндрические печати и другие шумерские товары все-таки нашли дорогу
в долину Нила и пользовались там одно время большим спросом". Одно слово
- "цилиндрические" - заставило меня остановиться. Печати? Это интересно.
А изображения, значит, были на торцах?.. Отправимся в Древний Шумер, в таком
случае.
И вот передо мной фотографии шумерских печатей. Небольшой цилиндрик,
просверленный по продольной оси, владельцы носили на шнурке, на шее.
Рисунок был не на торцах, а на боковой поверхности цилиндра. Печать-цилиндр
прокатывали по мягкой глине. Затем глиняная табличка высыхала, и на ней
оставался рельефный отпечаток. До нашего времени дошло множество таких печаток
и "заверенных" ими таблиц.
Как гласит одна из шумерских таблиц, некий жулик пытался отсудить прекрасный
сад у несчастной вдовы, который она приобрела еще при жизни своего мужа Дуду.
Афера не удалась, так как вдова имела таблицу, подтверждающую ее права на сад.
Дело решилось в пользу вдовы.
Итак, печати носили на шее и размер имели небольшой. Загадочные цилиндры были
больше. Опять не то...
|